Газета Мой Край

Жители Подорленка Соловьевского сельского округа жалуются на состояние дороги, ведущей в село

15 мая 2025, 11:11

Вопрос состояния сельских дорог — не новый для Восточного Казахстана. Где-то одни и те же ямы латают из года в год, где-то только мечтают о щебне. Но есть места, где каждый сантиметр дороги — это повод для тревоги, особенно когда за ремонтом стоят миллионы. Деньги выделили, ремонт провели, а проехать — как было сложно, так и осталось, сообщает Noks.kz

— У меня низкая машина, вся ходовка убита. Дорогу подсыпали булыжниками, взятыми тут же у обочины. По ней невозможно ездить, — делится жительница Подорленка Азат Нургалиева. — Выделили в последний раз 10 миллионов — ничего не осталось: ни дороги, ни следов ремонта. Мы в селе просто в шоке.

Десятикилометровый участок дороги, связывающий Подорленок с райцентром, стал для его жителей настоящим испытанием. Подорленок — небольшое село с 23 дворами, где проживает около 60 человек, большинство из которых — пенсионеры. Магазина нет, люди вынуждены ездить за продуктами в город Алтай. Почти в каждом доме есть машина, и каждое путешествие заканчивается ремонтом автомобиля. 

— Такси отказываются ехать, даже за четыре тысячи тенге. А до нас — всего 10 километров! — говорит Вера Айболтинова. — Недавно дорогу завалило, и я неделю домой попасть не могла. Дорогу в Усть-Каменогорск, как только обвалилась, за несколько часов сделали. А мы никому не нужны.

— Муж болеет часто, а скорая помощь сюда просто не выезжает.  Нам хочется знать: куда ушли 10 миллионов? — возмущается Любовь Чанова.

Старожилы вспоминают, что раньше на полях были отводы воды — теперь их нет, и весенние потоки размывают дорогу снова и снова. Между тем, дорога важна не только для села — ею активно пользуются и крестьянские хозяйства региона.

Жители Подорленка Соловьевского сельского округа жалуются на состояние дороги, ведущей в село

Аким Соловьевского сельского округа Мукан Тюлюбаев подтвердил: в 2023 году на ремонт дороги Алтай–Подорленок действительно было выделено около 10 миллионов тенге из районного бюджета. Ремонтные работы проводились в мае-июне.

— Выполнялся текущий ремонт методом подсыпки наиболее проблемных участков. Основной материал ушел именно на них, — пояснил аким сельского округа. — В начале летнего периода жалоб от населения не поступало, но к осени возникли новые выбоины, в том числе на уже отремонтированных отрезках. Основная проблема — нестабильный грунт и малая сумма выделенных средств. Для полноценного ремонта 10 километров дороги этого явно недостаточно.

Участок был восстановлен повторно в конце апреля — начале мая 2025 года после «вспучивания» дорожного полотна длиной более 130 метров. Однако из-за сложных грунтов и проезда тяжелой техники восстановленный участок вновь пришел в негодность. Ситуация остаётся на контроле.

— Сейчас планируется повторное обследование, по результатам которого будет принято решение о возможных мерах. Также продолжается работа над заявкой на проведение среднего ремонта дороги. Однако необходимо заключение экспертизы, и пока вопрос о включении дороги в планы не стоит, — отметил Мукан Тюлюбаев.

Кроме того, аким Соловьевского сельского округа подчеркнул, что в случае временной непроходимости основного маршрута, имеется несколько объездных дорог: через Маяк (для большегрузной техники), Бидаревку и Соловьево. Некоторые участки нуждаются в грейдировании, но возможность сообщения с районом сохраняется.

Десять миллионов тенге — сумма, которая звучит внушительно для обывателя. Но если взглянуть на реальную стоимость дорожных работ, становится ясно: это капля в море. Для сравнения, на асфальтирование всего двух дворовых проездов в городе Алтае в 2025 году заложена сумма 15 миллионов тенге. А на средний ремонт подъездной дороги к посёлку Прибрежный протяжённостью 7 километров в 2024 году выделили более 400 миллионов.

Подорленку, по сути, был предложен компромисс — не полноценное асфальтирование, а подсыпка, позволяющая хотя бы временно обеспечить проезд. Вопрос остаётся открытым: возможно ли найти баланс между объективными бюджетными ограничениями и правом людей на базовую инфраструктуру? Ответ, по всей видимости, потребует не только денег, но и гораздо большей прозрачности, внимания и диалога. Чтобы село не чувствовало себя заброшенным.

Фото автора